Мифы о
животных и природе являются наиболее архаичными. Привлекательные для
потребителей свойства флоры и фауны, имитирующие живую природу, всегда являлись
идеальным ориентиром в рекламе. Составители рекламы могут апеллировать к
каким-либо известным всем свойствам животных. Например, бобер
(“Colgate лечебные
травы») или, лучше, белка («Кедровый
бальзам») рекламируют зубные пасты. Петух – символ солнца, пробуждения,
начала нового этапа развития, а также
семейных вечных ценностей. Поэтому его образ отражает основную идею рекламного
ролика печенья “Юбилейное”. В этом рекламном сообщении вся семья радуется наступлению
нового дня вместе с любимым печеньем, солнечное летнее утро, царит хорошее
настроение. Подразумевается, что и те, кто купит печенье, смогут испытать эту
радость, и в их жизни начнется новый, лучший этап. Это тот принцип, согласно
которому люи покупают не сам товар, а сопутствующий
ему эмоциональный ряд. Здесь можно привести совет Э. Дихтера,
руководителя института анализа мотивов, владельцу обувной фабрики: “Продавайте
не туфельки, а красивые ножки”. И здесь
может помочь использование мифологем, вызывающих фиксированные ассоциации у
всех адресатов рекламного сообщения.
Но вернемся к использованию животных в рекламе. Змея – символ
древней мудрости, поэтому уместен телевизионный рекламный ролик телевизоров “Shivaki” с изображением двух змей (““Shivaki” – шикарно”). Здесь может сыграть
и характерный для рекламных слоганов
прием созвучия (по аналогии с «Чистота – чисто Тайд»).
Здесь имеет место созвучие между именем торговой марки и элементом слова,
являющегося показателем эмоционального уникального торгового предложения. Заяц
ассоциируется со стремительностью, в то же время он изобретателен и бдителен к
любым изменениям ситуации. Поэтому именно ему доверили рекламировать батарейки
«Duracell”. В мифах
индейского племени виннебаго (восточная часть Северной
Америки) фигурирует культурный герой-Заяц. Архаические
культурные герои зачастую имели тотемные имена, например в фольклоре
северной части Северной Америки – Ворон, Норка, Койот и т. п. Возможно,
применение животных, символизирующих определенную черту, в рекламе – отголосок
этого архаического проявления. Но следует иметь в виду, что мифологические
образы некоторых животных могут совпадать в различных регионах, а могут и
кардинальным образом различаться. К примеру, для России определенным образом
трактуется символ медведя. Медведь был тотемическим
животным древних славян, что отражено в сказках. Отсюда такое обилие медведей,
например, в рекламе пива. При этом он несет светлое значение, а вовсе не
является опасной стороной бессознательного, как считал
К. Г. Юнг.
Пчела символизирует творчество, организованность, богатство,
усердие. В то же время она является идеальным мифологическим символом.
Характерно использование пчел в телевизионной рекламе маргарина “Rama Vitality». Сам ролик содержит мотивы древнегреческой мифологии, в нем
древнегреческие боги рассказывают о пользе данного продукта. И пчелы, которые
одновременно изображают витамины, здесь весьма кстати. Телевизионный рекламный
ролик пылесоса «Амби» от «Roventa» показывает пчел, которые в поисках источника прекрасного
аромата устремились к пылесосу. Сакральный образ пчелы служит приданию доверия
новой модели пылесоса. Изображение пчел присутствует и в рекламе жевательной
резинки с прополисом «Aeroeffect». Главный
продукт, который производят пчелы, мед, также имеет сакральные функции. Здесь
можно вспомнить телевизионную рекламу нового, медового с липой, шампуня «Timotei». В ней полотенце на вымытых
волосах преображается в соты с медом.
Интересно
рассмотреть образ оленя. У древних скандинавов олень был символом королевской
власти, а еще ранее предметом религиозного поклонения. Олень – это
благородство, грация, достоинство. Можно вспомнить рекламный ролик фирмы «Tatneft», в котором происходят гонки Дедов
Морозов на оленях. Пришедший первым обозначает «Tatneft», и это служит знаком силы
компании.
Еще одно
животное, обладающее фиксированными культурными коннотациями – это слон. Он
символизирует силу, мудрость, спокойствие, вечность, сострадание. Поэтому это
идеальное животное для рекламы детского «Панадола»,
который заботливая слониха предлагает слоненку.
Тигр – это
доблесть и в то же время свирепость и динамическое могущество. Поэтому
горделиво ступающий тигр может действовать от фирмы «Гранд», продающей чай. И в
то же время энергичный тигр, которого нефтекомпания «Эссо» предлагала автовладельцам
«посадить в свой бензобак» – один из самых знаменитых рекламных слоганов.
Человек
неслучайно начинал образное воспроизведение окружающего мира именно с животных.
В своем искусстве человек преклонялся перед животным миром, так как зверь
«всегда, с самого рождения, инстинктивно знает, как сидеть, лежать и двигаться
красиво». Именно это качество обыгрывается в названии салона мужской моды
“Барс” (“Имидж…Элегантность…Совершенство…Салон мужской моды “Барс””).
Некоторые
животные становятся постоянными символами какой-либо торговой марки. Среди
подобных мифологических персонажей – верблюд Camel, муравей Volkswagen, кролик Minolta, зебра Chinzano, бык Maggi. Особо
прочные шины рекламирует носорог.
В рекламе
авиакомпании KLM образ
лебедя появляется в каждом рекламном материале. Он олицетворяет
прежде всего высокий уровень услуг компании и ее королевский характер. Ведь
именно лебедь в западной культуре традиционно считался «птицей королей» и
«королем птиц». Сравним эту трактовку со слоганом рекламы (слева). Он переводится как "Больше пространства для комфорта. Добро пожаловать в новый международный бизнес-класс компании KLM".
Таким
образом, мы рассмотрели, как используются в рекламных сообщениях архетипические, мифологические образы некоторых животных,
птиц и насекомых. В определенной культурной среде они создают четко однозначные
ассоциации.
Образы растений в рекламе
На главную