Производители
парфюмерии и косметики могут эксплуатировать мифологические свойства растений.
Как говорит в своей книге «Мифологии» Ролан Барт, вся реклама косметической продукции основывается
на представлении о глубине, на том, что кожа “вырастает” из неких глубинных
корней. Красота кожи помещается в глубинно-пространственную перспективу,
“заставляя женщину переживать себя как продукт некоего растительного
круговорота веществ, где красота цветения зависит от питания корневой системы”.
Как пример можно привести примеры из печатной рекламы. Кожу нужно постоянно питать и увлажнять, как какое-нибудь
растение. Это видно, например, из слогана серии
рекламных роликов “Новый шампунь Dove:
непревзойденное увлажнение». Кожа головы и волосы, пока их не вымыть другим
рекламируемым шампунем, сравниваются с пустыней. Возможно, данная особенность
диктуется архаической связью всего сущего с олицетворенной землей; человек
может выступать как временный покров земли, форма ее «цветения. Можно вспомнить
и “мифологему Хайнувеле”, специфичную для архаических
земледельческих обществ типа папуасского: принесенная в жертву девушка
превращается в злаки, дает жизнь растительности и т. п. В целом можно сделать
вывод, что женщина воспринимается как нечто связанное с природой, растениями и
т. п. Еще пример – рассмотренная Д. Д. Фрэзером мифологема «Мать Хлеба». Зерновые культуры отождествлялись с Матерью Хлеба,
Деметрой. В частности, в Штирии из последнего
снопа - его называют Матерью Хлеба –
делали фигурку женщины, причем изготовляла ее также женщина.
К той же мифологеме (например, что
дух хлеба сохраняется в последнем снопе), а также к традициям апеллирует телереклама
масла «Деревенское». В ней двое мужчин едят хлеб с маслом, сидя у стога сена;
вероятно, только что они работали в поле. Реклама воспринимается как возврат к
истокам, традициям (с чем обычно ассоциируется образ матери). Рекламируемое
масло воспринимается как “свое, родное”, приготовленное по традиционному
рецепту из натуральных продуктов.
Кроме того, «женским» символом может выступать и мифологема воды.
Ниже приведены примеры из печатной рекламы косметических средств Lancome и L'oreal. По ним видно, что кожа отождествляется с растением, которое нуждается в увлажнении и постоянной подпитке.
Образы животных в рекламе
На главную