Фактически во всех мифологических системах
фигурирует мост, некогда соединявший землю с небом, по которому можно было
перебраться туда и обратно. «В мифическое время Рая…Гора, Дерево, Колонна или
лиана соединяли Небо и Землю, и первобытный человек, взобравшись по ним, мог
легко попасть на Небо» (цитата
приведена по книге М. Элиаде "Миф о вечном возвращении"). В Новой Зеландии
верили: каждый из усопших уходит из земной жизни по узкому мосту между двумя
демонами, стремящимися схватить уходящего; если он праведен, опасность ему не
грозит. В древнегерманской мифологии мост-радуга Биврест соединял Мидгард (где
жили люди) и Асгард (жилище богов-асов). Наведение переправы в древности
ассоциировалось с открытием пути в неизведанное, которое предстоит познать.
Ритуал возведения мостов у многих народов был обрядом посвящения в особый сан
или касту. У японцев, к примеру, участник подобного обряда должен построить
мост на семи стрелах и с помощью семи дощечек.
Мост связан с переправой, которая может быть и
переправой в иной мир. Границей двух миров может выступать вода. Мостам
приписывались сакральные функции.
Надо сказать, что Россия издавна была страной рек;
наведение мостов считалось почетным благодеянием и играло важную роль («Я мосты
мостил пятнадцать верст!» – гордился Илья Муромец.). Поэтому использование темы
моста в рекламе характерно. Как пример приведем телерекламу банка «Русский
стандарт». В ней мужчина и женщина спешат друг к другу по мосту через
реку, но его начинают разводить. Тогда
происходит «невозможное», мост опять собран, зато наклоняются окружающие
здания. Умение наводить мосты через любые преграды является признаком высшей
власти, могущества. Все это работает на создание имиджа банка, который способен
«сделать невозможное».
Другой пример использования архетипа моста –
рекламный ролик компании «Балтика». В нем зритель сначала видит кадры ночного
Петербурга, а в конце сообщения – мост. При этом звучит слоган ««Балтика» –
знаменитое пиво России!» С помощью использования изображения моста нам «внушается»
мысль, что продукт компании заслуживает доверия, что сама она успешна и
является одним из лидеров производства пива в России.
Мифологема имени
Мифологема руки
Мифологема глаза
Мифологема Солнца
Небо, Земля и звезды
Мифологема воды
Мифологема горы
Мифологема дома
На главную