Солнце – один из наиболее часто встречающихся архетипических символов в рекламе. Д. Д. Фрэзер в своей книге «Золотая ветвь» подробно останавливается на природе и
интенсивности широко распространенного в мире поклонения солнцу. Изображение
солнца с исходящими из него лучами встречается даже в древних наскальных
рисунках в пещере Ласко. В
сменяющих друг друга культурных эпохах в разных странах солнце изображали
по-разному – в виде глаза, круга с венцом, круга с радиальными линиями и т. п.
Разнообразие форм можно до сих пор обнаружить в рекламных сообщениях.
Используются изображения захода или восхода солнца. Закат солнца представляет
собой явление, которое человеку нравится созерцать. Восходящее же солнце обычно
воспринимают как символ растущей силы, здоровья и т. п., и в древности
поклонявшиеся солнцу люди придавали восходам огромное значение: Стоунхендж,
Аврора и т. д.
Солнце
олицетворяет силу, наиболее тесно связанную с ростом продукта, поскольку оно является
источником жизни и роста пищевых злаков, фруктов и т. д. Поэтому применение
образа солнца в рекламе пищевых продуктов имеет не сакральную и
сопоставительную, а функциональную символику. Слово «солнце» и однокоренные
слова используются в названиях продуктов (вермишель «Долина Солнца»), в слоганах («Быть ближе к Солнцу – [чай] «Принцесса Нури» высокогорный», «Солнечный попкорн – сказочное
настроение»). Изображение Солнца может входить в состав целых мифов, используемых в рекламе, например мифа о творении мира.
Солярные
символы могут служить и для придания доверия какому-либо товару с помощью
ассоциаций. Хотя в наши дни солнце больше не является ни таинством, ни
божеством, как во времена Вавилона (Митра и Астарта) или как в египетской,
греческой, римской или германской культурах, оно все еще имеет образ более
возвышенный по сравнению с образами любых других объектов. В хритианстве солнце – символ мессии, всего здорового. Солнце
может быть изображено реалистично (круглое тело с лучами) или схематично.
Пример изображения Солнца в печатной рекламе: зонтичный брэнд
– «Фольксваген» – напоминает движение планет вокруг Солнца. Названия торговых
марок расположены вокруг сверкающей эмблемы «VW» таким образом, что композиция ассоциируется с Солнечной
системой. Пример использования архетипа приводит Б. Л. Борисов в книге "Технологии рекламы и PR"». Этот прием использовался в
рекламной кампании оператора мобильных телефонов «Baltcom GSM» - образ
подсолнуха с семенами-клавишами. Прием срабатывает буквально, ибо подсолнух в
буквальном переводе с латышского – солнечный цветок.
В древности
солнце считалось глазом божества.
Мифологема имени
Мифологема руки
Мифологема глаза
Небо, Земля и звезды
Мифологема воды
Мифологема моста
Мифологема горы
Мифологема дома
На главную